Разговор.

 

Голос 1:

- Зачем, мой друг, зачем слеза из глаз струится,
Зачем безвременно печалью дух томится?
В беде ты не один! Иной среди утех
Весёлым кажется, но знает ли, что смех?

Улыбка появиться на губах его не может,
Змея раскаяния тайно  сердце гложет,-
Хозяин, господин - он носит в сердце ад.

Голос 2:

- Какой мне смысл в том? Без близких и детей,
Скитаться по лесам, один быть обречённый,
Запретом власти отовсюду окруженный,
Зачем мне жить, когда утрачен смысл?

Голос 1:

- А вспомни дни, когда ты дорог был
Всем знающим тебя - родне, друзьям,
Когда всё как в приятном сне являлося глазам,
Когда во власти был, веселий на престоле;
Судьба когда была в твоей, казалось, воле,
Когда один твой взор счастливых сделать мог.

Голос 2:

- Блаженством это всё, нет, я никак считать не мог.

Достаток, положение, лишь зависть умножали;
В одежде дружества злодеи предстояли;
За честолюбием заботы массой шли;
Злодеи правый суд и с ним судью кляли;

Злоречие, нося бесстрастную личину,
Всем благороднейшим  делам моим причину
Коварную и низкую старалось приписать
А честности эгоистичный смысл придать.

Благодеянию возмездьем огорченье.

Голос 1:

- Среди превратностей что ж было в утешенье?

Голос 2:

- Душа незлобная и сердце непорочное.

Голос 1:

- Оставь сомнения, поднятые бессрочно.
Или в пороки впал и низость полюбил,
И сострадание из сердца истребил?

Голос 2:

- Душа моя во мне, я тот же, что и был.

Голос 1:

- Дела твои с тобой, душа твоя с тобою.
Не мучайся. Кто мог всесильною рукою
И сердце доброе и душу  дать,
Во власть порока может вновь тебя отдать.

А если сон твой совесть не тревожит
И память прошлых дел печаль твою не множит,
То верь, что бедам всем уж близок стал конец.
Закон незыблемый поставил Всеотец,

Чтоб обновление от перемен рождалось,
Всё разрушением в природе обновлялось,
Чтоб смерть давала Жизнь, чтоб вновь её сменить
И этот ход вещей возможно ль изменить?

На восходящую ты посмотри зарницу,
На лучезарную ее на колесницу:
Из недр густейшей мглы, смертообразна сна,
Жизнь обновлённую земле несет она.

Голос2:

- То животворное светило возсияло
И прежние мечты из глаз моих прогнало,
Спокойный тихий сон мне тело обновил,
И в сердце снова я надежду ощутил.

Голос 1:

- Подобно ей печаль в веселье обратится,
Оружьем радости вся горечь упразднится,
На крыльях радости умчится скорбь твоя,
Мужайся и будь тверд, с тобой пребуду Я.

                                                                                                        1791г.